bogher ([info]bogher) wrote,
@ 2007-06-11 17:42:00
Previous Entry  Add to memories!  Share this!  Next Entry
Current mood:artistic
Entry tags:театр

Калимба

            До просмотра я подвергся идеологической обработке: «Это не совсем театр и не совсем спектакль. Ольга Арефьева не ищет новых зрителей, ей достаточно своих. Показы нигде не рекламируется и т.д». Словом, предстояло приобщится к чему-то сакральному, выходящему за рамки стандартных представлений об искусстве. Позабавила фраза: "Вклад 200 руб. Принимаются добровольные пожертвования и в большем размере", и примечание в конце: "Зрелище для подготовленных зрителей".
            Зал в «Проект-фабрике» довольно оригинальный: мы сидели на больших ступенях, свесив ноги. Пришлось снять туфли, чтобы не задевать зрителей уровнем ниже. По обуви впоследствии прошелся один из актеров во время одного из вояжей в зал.
            Итак, темная сцена, психоделическая музыка, голые женщины и мужчины, активное использование огня, пыли, первобытных ритуалов, словом, ломовые средства для введения зрителей в транс. Лысые в большинстве актеры в первую очередь своими лицами оставляли неприятное ощущение сектанства. Большую часть спектакля они были почти полностью обнажены, закрыты только причинные места. Да, еще соски у Арефьевой были заклеены лейкопластырем, видимо, из-за того, что она человек публичный, ей еще на концертах "Ковчега" петь, впрочем, возможно, в этом есть более глубинный смысл, который я, в силу «неподготовленности», не разглядел. Тем не менее, следует отметить Ольгу, как актрису, особенно убедительна она была, играя мертвую.
            По сюжету молодой человек теряет свою половину (Арефьеву), путешествует в снах (мечтах, галлюцинациях, сказочной стране – нужное подчернуть) в ее поисках, а под конец обретает, причем она проходит через смерть и воскресение. Активно используется пространство зала: актеры пролетали на тросах над головой, протискивались между зрителями, играли за спиной, так что нужно было поворачиваться, - скучать не приходилось.
            Актеры в каждой сцене старались воплотить с помощью пластики все новые материи, фантастических и живых существ. Получалось с переменным успехом. Поскольку в путешествии героя логики и последовательности не чувствовалось, восприятие сводилось к следующему: перед нами новая картинка – образ, она либо вовлекает, либо нет. Большинство сцен были статичны: ничего не происходило. Вот червяки, за ними забавно наблюдать: люди ползут по полу плашмя без помощи конечностей, у большинства почти не получается, зато самый пластичный актер ползет очень быстро, с большим отрывом побеждая в червячих бегах. А вот появились бронтозавры, с наклеенными на спине иголками, ходят по сцене взад-вперед. Через тридцать секунд становится скучновато, вспоминается, что перед тобой голые мужчины и женщины, волей-неволей начинаешь сравнивать женщин как женщин, благо позы, если отвлечься от искусства, самые что ни на есть подходящие. Можно обвинить меня в примитивности восприятия обнаженной натуры, но внимание невозможно удерживать бесконечно на одном приеме. Выход актера очень важен, если образ интересен, зритель будет его изучать, но дальше должно происходить действие, иначе внимание теряется, или переключается на непредусмотренные замыслом вещи.
            Заслуживают описания сцены ближе к концу, когда актеры приоделись. Первая – это движение по кругу мертвых, ассоциировавшееся по пластике с изображениями на египетских гробницах. Их рты были заклеены – знают, но не могут сказать. Вторая – воссоединение героя со своей половиной: мягкая музыка, луч света сверху, сзади факела, Арефьева подбрасывает горсти пыли, они танцуют в облаке, не сходя с места – получилось красиво, и даже произошло вовлечение в ритуал. В такие моменты забывается, что действие повторяется просто остается только наслаждение красотой.
            Зрелище действительно интересное и довольно необычное, я не пожалел о потраченном времени, но язык не повернется назвать это шедевром по двум причинам.
            Первая, бесспорная, на мой взгляд: непрофессиональность большинства исполнителей, пожалуй только два-три актера качественно решали пластические задачи. Оно и понятно, чтобы профи провел целый вечер неглиже, он должен, помимо гонорара, верить в гениальность мастера, либо получить в несколько раз больший гонорар. Например, удачное воплощение пауков: забываешь, что перед тобой человек, глядя на первого, и вспоминаешь, что смотришь самодеятельность, переводя взгляд на второго.
            Вторая причина для меня более существенна. Возможно, кто-то не согласится, сославшись на мою «неподготовленность» – любимый аргумент творцов заоблачного искусства. Создалось ощущение, что последовательность сцен  хаотична, нет четкой структуры. Их порядок, содержание не подчинены главенствующему замыслу. Придумали образ – вставляем, придумали – вставляем. Зачем? Потому что красиво. Конечные точки присутствуют: начало – потеря возлюбленной, конец – воссоединение. А что между? Имеет ли путешествие героя психологическую основу под собой? Или это просто калейдоскоп: пауки, червяки,  бронтозавры, промискуитет? Мне можно возразить: это сон. Но любой сон берет основу в реальности, поддается расшифровке, сон – это закодированная в образах, но очень четкая по сути последовательность событий.  Итак, моя главная претензия – отсутствие цельности, распад на составляющие, пусть даже интересные и красивые по отдельности.



(10 comments) - (Post a new comment)

(Deleted post)

[info]bogher
2007-06-12 02:59 pm UTC (link)
Ты предлагаешь пропостить это у нее?
По-моему, слишком многословно для чужого журнала, да и фаны заклюют.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(Deleted post)

[info]bogher
2007-06-12 03:12 pm UTC (link)
Хорошо, Паша, спасибо за информацию. Ты сам видел ее спектакли?

(Reply to this) (Parent)


[info]gobsek
2007-06-14 04:05 pm UTC (link)
А где это шло?

(Reply to this) (Thread)


[info]bogher
2007-06-14 08:00 pm UTC (link)
На Бауманской "Проект-фабрика" находится, найти не просто, Арефьева даже высылала проводников. Там несколько залов, я раньше был в другом.
http://www.proektfabrika.ru/rus/contacts.shtml

(Reply to this) (Parent)


[info]scherzo_girl
2007-06-18 08:19 pm UTC (link)
Попала к вам как раз через сайт Арефьевой и весьма этому рада.
Дерзну напроситься во френды :)
У меня вопрос: если ваша претензия - отсутствие цельности и распад на составляющие, то как стал известен сюжет? Его заранее рассказали или всё-таки нить прослеживалась?

p\s исходя из того, что у вас в интересах стоит Aerosmith - не собираетесь ли вы в ближайшее время посетить концерт этой группы? (если я, конечно, правильно поняла ваш интерес)
Скажу по секрету: я собираюсь ;)

(Reply to this) (Thread)


[info]bogher
2007-06-20 07:09 am UTC (link)
С радостью добавлю Вас в друзья, Вы хорошо пишете. А если еще делитесь секретами...

Сцены по отдельности поддавались расшифровке, но я не разглядел логики в их последовательности. Одним словом, спектакль иррационален. А сюжет, кстати, вынесен на афишу: "Путешествие существа в поисках своей половины".

Вы правильно поняли меня, я не собираю, скажем, марки с изображением Тайлера.
Aerosmith вписал в интересы, как раз вспомнив, что купил билет, так что встретимся на концерте! У Вас, случайно, не в танцевальный партер билет?

(Reply to this) (Parent)


[info]scherzo_girl
2007-06-20 09:04 pm UTC (link)
Интересно, как бы вы сформулировали сюжет, если бы он не был представлен на афише)
Но об этом мы уже не узнаем. Хотя, наверно, вы бы так и сказали: "сюжет отсутствует - всё иррационально" =)

Уточним: вы будете на концерте в Москве?
Я буду именно там. А билеты у нас с другом, хоть и не в танцпартер, но рядом - в фан-зоне.
Вообще, я вряд ли засобиралась бы на этот концерт, если бы не мой близкий друг, который ждал этого события чуть ли не всю свою сознательную жисть. Но я весьма симпатизирую этой команде, с удовольствием слушаю некоторые их треки, ну и вообще осознаю их масштаб и ценность. Так что для меня это тоже большое событие.
У меня только есть небольшой страх перед такими концертами. Вы были на концертах в Олимпийском.
Насколько там безопасно? Не хотелось бы вместо наслаждения музыкой заниматься исключительно распихиванием окружающих.
Ой, извините, что я столько нафлудила :)

(Reply to this) (Thread)


[info]scherzo_girl
2007-06-20 09:06 pm UTC (link)
да, про Олимпийский - это вопрос, а не утверждение)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Калимба
[info]bogher
2007-06-21 08:36 am UTC (link)
Я не видел афиши перед "Калимбой": завязку понял, но мотив путешествия не ухватил. Я воспринимал действие, как обратную эволюцию, или деградацию: от человека к животному, затем к насекомому, к многоклеточным и одноклеточным организмам, наконец, к некой протоплазме, от который произошел переход к мертвой материи: "существо" обрело Арефьеву в Царстве Мертвых, и, в моей интерпретации, воскресило ее.

Тем не менее, что-то неуловимо раздражало, возможно, я не верно выразил, что именно.
Слишком долгие и статичные картинки, слишком низкая квалификация большинства исполнителей, слишком явные средства для введения в транс.

"Цельность" для меня - это не "сюжет", а гармония. Понял: эффекта "цельности" не было, потому что сцены не "перетекали" из одной в другую, как принято у профессионалов. Происходило следующее: актеры уходят, пауза, выходят другие, или те же, переодетые. Ушли-пришли-ушли-пришли - это мельтешение очень утомляло, из-за него и пауз между сценами спектакль воспринимался, не как цельное произведение, а как последовательность не связанных между собой клипов, вроде сетки канала МTV

(Reply to this) (Parent)

Aerosmith
[info]bogher
2007-06-21 08:47 am UTC (link)
Да, конечно, я буду на концерте в Москве. Кажется, у меня тоже в фан-зону билет, я путаюсь в названиях. Билет на площадку перед самой сценой. Я, разумеется, не хочу мешать Вам и Вашему другу ловить драйв, тем не менее, был бы рад с Вами познакомиться. Хочу знать своих френдов в лицо, по имени и даже, возможно, общаться на "ты". Иконка и ник мне не заменяют человека.

(Reply to this) (Parent)


(10 comments) - (Post a new comment)

Image by [info]delightedly. Join the contest in [info]remixed!
Create an Account
Forgot your login or password?
Log in with OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…